БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРЕССА

Суббота, №237, 19.11.2004:
КИНО ПРИЕХАЛО, ИЛИ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНОСЕТИ

Кино приехало! — кричал деревенский мальчишка в каком-то старом советском фильме, завидев на пыльной дороге кинопередвижку. Со временем передвижных кинобригад в стране поубавилось: почти во всех селах и деревнях появились клубы с кинозалом. А потом, с распадом Союза, закрылись двери оставшихся беспризорными сельских клубов, кинопоказ в большом зале стал прерогативой и «роскошью» крупных городов. И вдруг в 2003 году по регионам России, сперва по сотням, а потом и по тысячам сел и деревень заколесили передвижные кинобригады. А затем появились они и в городах, в том числе и в в крупных. Так заработал всероссийский проект «Народная КиноСеть». Проект, который продолжает набирать обороты и который нынче добрался до Брянской области. Народная КиноСеть» уже у многих на слуху. Но, что называется, хочется подробностей. Что за люди стоят за почином, каковы долгосрочные цели проекта, находит ли инициатива поддержку у власти и бизнеса… Об этом мы решили поговорить с одним из основателей объединения «Народная КиноСеть» и ее директором Владимиром НОВИКОВЫМ.

— Владимир, давайте начнем с начала: как появляются столь масштабные и оригинальные идеи? Проснулся ли кто-то, хлопнул себя по лбу, мол, эврика! Или собрались люди порассуждать о судьбах кинематографа…

— Да, еще бывает, что падает на голову яблоко, как в случае Ньютона. Но в нашем случае было иначе. Основатели Народной КиноСети на протяжении 90-х годов участвовали во множестве избирательных и имиджевых кампаний. Будучи политологами, мы занимались поиском и разработкой новых подходов к работе с избирателем, в том числе в сельской местности. Различия работы в сельских и городских условиях видны были невооруженным глазом: в крупных городах бурный рост информационных технологий, революция в сфере масс-медиа. И в то же время в деревне, в провинции — откат на многие годы назад. Деревню просто выключили из современной жизни, ее лишили кино, прессы, не говоря уж о возможностях интернета. И за деревню решили, что это все ей не надо. При том что в России в сельской местности проживает около 30% населения. Помимо того, что это не рационально, нам стало и по-человечески обидно. Ведь когда в городе закрывается клуб или кинотеатр, у людей всегда остаются альтернативные формы досуга, на то он и город. Для села закрытие клуба порой можно сравнить с культурной катастрофой, это ведь единственное место, куда можно пойти зимним, например, вечером, где можно общаться, совместно быть причастными к некому действу. Кино для них и было главным действом.

В какой-то момент мы просто поняли, какие перспективы открываются перед экспериментом по возвращению кино — при том в первую очередь именно российского нового кино — в сельскую местность. А поскольку сами мы предпочитаем совмещать теорию с практикой…

— То и возникла Народная КиноСеть. Но, как я понимаю, ваши кинопередвижки уже не то, что было когда-то, на заре советской власти. Все по последнему слову техники, надо думать?

— Конечно. Наступившая «мультимедийная эра» хороша еще и тем, что позволяет работать в любых условиях, в том числе полевых. Наши кинобригады оснащены мультимедиапроекторами, DVD и видеопроигрывателями, системой стереозвука и своим большим раскладным экраном. Остальное, то есть зал с рядами, в большинстве клубов сохранились с советских времен.

— Какова реакция зрителей?

— Очень хорошая реакция. У нас уже библиотека скоро соберется их книг отзывов. Правда, сперва было иногда недоверие, люди, забывшие, как выглядит кино на большом экране, искали какой-то подвох, не верили, что вот сегодня можно прийти в свой клуб, уже десять лет как закрывшийся, и бесплатно посмотреть новый российский фильм в отличном качестве. Но в результате приходили — зачастую буквально всей деревней. Мы показывали им и «Звезду», и «Благословите женщину», и на детском сеансе «Карлик-нос», когда они еще были новинками кинопроката. Сегодня мы привозим такие фильмы, как «Водитель для Веры», «Весьегонская волчица», ведем переговоры о приобретении прав проката на ряд еще только готовящихся к выходу лент.

— Но я знаю, ваша аудитория не исчерпывается селом. Были публикации об успешных сеансах Народной КиноСети в городах, в том числе и крупных.

— Мы изначально предполагали расширение аудитории, малые города тоже соскучились по российскому кино. Что касается крупных городов, тут были скептики, кому мол там это надо. Опыт Волгограда или, например, Иркутска показал, что надо, еще как. Городское население неоднородно, для многих кинотеатры просто недоступны, кроме того отечественное кино там редкий гость. И люди с удовольствием собирались в своих дворах на наши сеансы. Интересно, что, как оказалось, и тут кинопоказ имел такой вот человеческий, объединяющий фактор: люди знакомились со своими соседями по двору, по дому.

— Размах вашей деятельности впечатляет: десятки кинопередвижек Народной КиноСети, сотни тысяч зрителей в 16 регионах России, география — от Камчатки, Приморья и Алтая до нашей Брянщины. Но вероятно тут речь не о голой благотворительности?

— Конечно. Благотворительность вообще всегда быстро кончается, в этом ее недостаток. На сегодняшний день мы имеем очень много партнеров, в том числе потенциальных. Со своим проектом мы участвуем в выборных кампаниях разного уровня, будь то выборы в Госдуму, в облдуму, в законодательное собрание. Все большее число кандидатов понимает, что такая форма культурной работы с людьми принесет больше дивидендов, чем набившая оскомину агитбригада или даже агитпечать, которая в некоторых случаях не срабатывает. А вот хорошо сделанный имиджевый или предвыборный ролик, показанный на сеансе перед игровым фильмом, обладает очень высоким агитационным эффектом, в этом наши партнеры не раз убеждались. Мы сотрудничаем и с конкретными политиками, и с политическими партиями, и с общественными движениями. Например, очень плодотворное сотрудничество получилось с Аграрной партией России. А конкретно в Брянской области мы работаем сейчас с блоком «Родина».

— Но выборы приходят и уходят…

— А мы остаемся. И предлагаем нашим партнерам долгосрочные проекты. Ведь со своими избирателями надо общаться не только в дни перед голосованием, иначе нормального контакта не получится. Да и помимо выборов бывают еще и имиджевые кампании. И наконец, таким образом власть просто может демонстрировать людям, что о них помнят, что об их культурных запросах не забыли. Кино — это вообще система коллективной памяти народа. И участвовать в проектах, связанных с возрождением единого российского кинопространства — это дело важное и полезное. И мне кажется, это понимает все большее число людей, наделенных теми или иными полномочиями.

Интервью взял М. Краев